На западе психотерапевт – одна из самых востребованных и высокооплачиваемых профессий. Но в России к этим специалистам относятся по-разному. Порой – почтительно, а порой – с недоверием и опаской (в памяти еще живы сеансы кашпировского с его лечением по телевизору). Если вы твердо решили стать психотерапевтом, приготовьтесь к тому, что путь в профессию будет долгим и трудным.
Заглянув на любой популярный интернет-форум, посвященный психологии или медицине, вы с удивлением обнаружите, сколько путаницы связано с самим понятием «психотерапия». Даже люди с медицинским образованием подчас не могут четко и ясно ответить на вопрос, чем психотерапевт отличается от психолога и психиатра. Но для того чтобы правильно выбрать вуз и выстроить карьеру, надо понимать особенности работы этих специалистов.
Они такие разные…
Итак, кто такой психотерапевт? Для начала надо определить различия между тремя основными «психо».
Психолог Психолог помогает клиенту выявить проблему, вместе с ним ищет пути ее решения, помогает разработать наилучшую стратегию поведения в той или иной ситуации. Его круг вопросов касается в основном межличностных контактов (общение с родственниками, коллегами). Психолог имеет дело только с условно здоровыми людьми и не назначает лекарств.
Психиатр Психиатр – медицинский специалист узкого направления, который лечит заболевания психики и нервной системы. Работает с пациентами, страдающими тяжелыми недугами. Психиатр назначает особые лекарства, относящиеся к психофармакологической группе.
Психотерапевт
Психотерапия – система лечебного воздействия на психику, а через психику на весь организм человека. Это и метод лечения, и особый вид межличностного взаимодействия – пациенту оказывается профессиональная помощь психологическими средствами. Могут использоваться и лекарства.
Психотерапевт лечит «более легкие» психические расстройства, чем психиатр. По стандартам, принятым в России, это дипломированный медик (психиатр, невролог, невропатолог, реже – педиатр), который прошел дополнительное обучение по психотерапии. В более широком смысле, согласно общемировой практике, – специалист, помогающий клиенту осознать свои глубинные чувства и ощущения, понять истинные мотивы своих поступков и найти в самом себе ключ к решению душевных и телесных проблем.
Чем занимается психотерапевт? Лечит неврозы, депрессии, тревожные состояния, панические атаки. Нередко занимается и так называемыми психосоматическими заболеваниями, пресловутыми «болезнями от нервов» (язва, гипертония, бронхиальная астма, аллергии, остеохондроз). Укрепляет силы «внутреннего я», помогает избавиться от застарелых душевных травм, научиться лучше понимать самого себя, жить в согласии со своими чувствами, гармонично общаться с людьми.
При работе с пациентом психотерапевт пользуется как медикаментами, так и специальными вербальными и невербальными методиками (когнитивно-поведенческая психотерапия, психоанализ, гипноз, семейная психотерапия, гештальт-терапия, телесноориентированная терапия и т.д.). Специалисты высшего класса стараются прописывать лекарства как можно реже и больше полагаются на силу слова и различные методики.
Психотерапевты шутят…
Многие психотерапевты во время работы с пациентом используют юмор, понимая, что в основе большинства эмоциональных страданий лежит слишком серьезное отношение к себе. Шутка снижает напряжение, позволяет взглянуть на ситуацию со стороны, творчески подойти к вопросу. Доктор для достижения терапевтического эффекта может рассказать веселую историю, забавный случай из собственной практики. Например, объясняя, что такое родительский эгоцентризм, когда взрослый целиком фиксируется на себе, своих представлениях о жизни, на страхах и ожиданиях, психотерапевт рассказал своему пациенту анекдот: «Молодая мама укладывает ребенка спать и поет ему песенку. Но малыш никак не может уснуть. Она начинает петь вторую, четвертую, десятую… Женщина уже выбивается из сил. Вдруг малыш приоткрывает глаза и говорит: «Ты хорошо поешь, но спать очень хочется». Шутка помогает психотерапевту сделать вывод: родители заблуждаются, думая, что их собственные ценности должны стать и обязательно станут ценностями для ребенка.
Через тернии
Гипнотические корни
Психотерапия как наука зародилась более 200 лет назад, во времена изучения гипнотизма. Именно гипноз стал исторической основой дисциплины. В начале XX века Зигмунд Фрейд, опираясь на исследования этого явления, сформулировал главные закономерности и принципы психоанализа. Так зародилось психодинамическое направление современной психотерапии. В 30–50-е годы появились самостоятельные направления: поведенческая и экзистенциально-гуманистическия психотерапия, в середине прошлого века – клиническая психофармакология. В настоящее время существует множество методов и техник психотерапии, но все они так или иначе укладываются в рамки этих трех направлений (психодинамического, поведенческого и экзистенциально-гуманистического).
Для многих студентов психологических вузов, в том числе по направлению клинической и медицинской психологии, становится неприятной неожиданностью тот факт, что после защиты диплома они не будут иметь формального права заниматься психотерапией (только консультированием и социальной работой). Несмотря на то что в 1985 г. психотерапия в России была признана самостоятельной медицинской специальностью, в 1999 г. ее «приписали» к психиатрии. А с 2001 г. по этой специальности официально можно обучать только готовых психиатров: психотерапевтические методики психиатры должны осваивать не параллельно с базовым обучением, а как дополнительную специализацию. Причем квалификация «психотерапевт» нередко присваивается врачу всего лишь после полугодового или годового курса.
Многие психологи и психотерапевт считают подобный подход неправильным. По сути, это особая профессия. Здесь нужны знания и практические навыки из области медицины, социальных наук – на стыке фармакологии, психиатрии, психологии, педагогики и философии. И потому потребуется много лет учебы и упорного труда, чтобы стать настоящим профессионалом. Как известно, в каждой области есть специалисты экстра-класса и середнячки, и неудачники. Но психотерапия во многом сродни нейрохирургии: нужна ювелирная работа и цена ошибки слишком высока. Скальпель, дрогнувший в руке хирурга, может сделать пациента инвалидом. А неумелая психотерапевтическая работа способна подорвать психическое здоровье и покалечить душу… Зато хороший психотерапевт – штучный специалист, который всегда нарасхват. За него борются самые современные клиники и научные центры, а успешная частная практика кроме морального удовлетворения приносит неплохой денежный доход (стоимость одного часа работы в среднем $ 50–100, а услуги психотерапевтов с именем и степенями, оцениваются еще выше – $ 150–250 за час).
Только в медицинский?
Несмотря на то что российский подход к психотерапии идет вразрез с общемировой практикой, у абитуриентов нет иного выбора, кроме как соблюдать установленные правила. Если вы хотите стать психологом-психотерапевтом (в европейском варианте), имеет смысл закончить государственный вуз по направлению общей или клинической психологии, а затем сразу же поступить на программу второго высшего образования по психотерапии – желательно за рубежом. Например, в Германии, во Франции или в США, где уже много лет существуют сильнейшие школы психотерапии.
Если же вы видите себя именно врачом-психотерапевтом, собираетесь работать в клинике или легально заниматься частной психотерапевтической практикой, то после школы у вас только один путь – в медицинский вуз. В Москве их не так уж много, все они государственные: Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, факультет фундаментальной медицины Московская медицинская академия им. И.М. Сеченова (ММА им. И.М. Сеченова) Российский государственный медицинский университет (РГМУ) Российский университет дружбы народов (РУДН), медицинский факультет Государственная классическая академия им. Маймонида Московский государственный медико-стоматологический университет. Профилирующие предметы при поступлении в любой медицинский вуз – биология и химия, также сдается русский язык. Соответственно, еще в старших классах нужно будет налегать на эти предметы, не помешают и хорошие знания по анатомии и физике.
Тяжело в учении
Психотерапевты за рубежом: все по-другому
В Европе и США если психиатр или психолог хочет практиковать как психотерапевт, он должен, получив базовое специальное образование, дополнительно пройти обучение по конкретному направлению терапии (гештальт, психоанализ, психодрама, процессуальная терапия и т.д.). Учеба длится от трех до пяти-шести лет и состоит из трех частей: личной терапии (проработки ваших собственных душевных проблем со специалистом), супервизий (наблюдение за работой коллег), теоретических семинаров. В некоторых странах, например в Германии, в психотерапевтические институты (в частности, в психоаналитические) принимают выпускников факультетов теологии университетов. Если вы едете учиться за границу, будьте готовы к тому, что многие вещи придется осваивать «с нуля» и в непривычном ракурсе. Психотерапия в Европе выделена в отдельное направление подготовки, отличное от психиатрии и фундаментальной медицины. Но именно поэтому российские клиники могут не признать ваш диплом.
В медицинских вузах особая система специализации, так что основные знания и практические навыки в области психиатрии вы получите на старших курсах, в интернатуре и ординатуре. Кафедру психиатрии и медицинской психологии часто открывают на лечебном факультете, как, например в РГМУ. Психиатров также готовят на лечебном факультете в ММА им. И.М. Сеченова, а кафедра психиатрии в этом вузе – старейшая в Москве. Ее руководителями были такие известнейшие врачи-психиатры, как Корсаков, Сербский, Ганнушкин.
Будущему психотерапевту придется пройти через все прелести обучения в медицинском вузе – от зубрежки латыни и фармакологических формул до работы в «анатомичке» и практики в больницах, тяжелой и физически, и морально. Например, база для практики студентов кафедры психиатрии в РГМУ – Психиатрическая клиническая больница 1 им. Н.А. Алексеева и Московская городская детская психиатрическая больница.
На начальных курсах вас ждут базовые дисциплины – биология, физика, химия, анатомия, гистология и ряд других, а также иностранный язык (английский, французский, немецкий), философия, основы экономики, физическая культура... Наиболее сложным, по традиции, считается третий курс, когда самое время спросить себя – а верно ли выбрана профессия? выдержу ли я нагрузку? Один из труднейших предметов на третьем курсе – фармакология (изучается состав и действие лекарственных препаратов), но это важная дисциплина для психотерапии. На старшие курсы приходится серьезная практика в клиниках в качестве медсестер и медбратьев, ассистентов врачей.
Но это еще не все. Нужно будет заниматься самостоятельными исследованиями, пополнять багаж знаний, по возможности – ходить на семинары и мастерклассы известных российских и зарубежных врачей-психотерапевтов и курсы зарубежных специалистов. Не говоря уж о сложных тестах, лабораторных работах, экзаменах…
Так что с самого начала учебы необходимо взять нужный темп. И не «выдохнуться», когда начнется специализация по психиатрии. В рамках последипломного образования вы сможете совершенствовать свои знания в интернатуре, ординатуре и аспирантуре. В общей сложности, чтобы стать по-настоящему хорошим психотерапевт, нужно проучиться не менее 8–10 лет и не менее 5–7 лет проработать под руководством опытного коллеги… Кстати, на Западе подготовка психотерапевтов занимает не меньше времени и не менее сложна, несмотря на то, что базовое медицинское образование не требуется. Но даже блестящая университетская подготовка будет бесполезной, если психотерапия не является вашим истинным призванием и областью вашей осознанной самореализации. Разбираться в симптомах душевных недугов и уметь правильно подбирать лекарства – это еще далеко не все. Психотерапевт должен обладать такими качествами, как милосердие, человеколюбие, эмпатия (умение сострадать), здравый смысл и готовность постоянно развиваться, расти профессионально и личностно.
Главное – научиться владеть собой
Марк Сандомирский, кандидат медицинских наук, психотерапевт Европейского реестра, действительный член Общероссийской профессиональной психотерапевтической лиги, руководитель общественного движения социально-психологической помощи.
- Де-юре психотерапевтов в России готовят только в медицинских вузах. Но де-факто ситуация иная: психотерапевтическими методиками сплошь и рядом пользуются специалисты, имеющие за плечами обычное психологическое образование. С чем связана такая двойственность?
Психотерапия, как следует из самого ее названия (сочетание «психо» – душа и «терапия» – лечение) – профессия на стыке психологии и медицины. Соответственно, прийти в нее можно по двум дорогам: получив либо профессиональное психологическое, либо медицинское образование. По первому пути идут психологи-психотерапевты, по второму – психотерапевты-врачи. В странах Европы, где психотерапия законодательно признана самостоятельной профессией, отдельной от обычной медицинской и психологической практики, есть и третий путь – специализированные психотерапевтические вузы. Там студент постигает одновременно обе составляющих своей будущей профессии. Филиалы подобных вузов начинают появляться и в Москве.
- Как Вы пришли в профессию, чем Вас привлекла психотерапия?
Мой путь в психотерапию был изначально медицинским. После окончания медицинского института, еще в советское время, я несколько лет проработал врачом-невропатологом. И с каждым годом все больше убеждался, что болезни многих моих пациентов были в прямом смысле слова «от нервов». То есть оказывались телесным отражением психологических проблем. А лучшим лекарством для них служило… слово. Ведь для того чтобы помочь таким пациентам избавиться от болезней, нужно устранять не следствия (то есть симптомы телесной болезни), а причину – внутренний психологический конфликт, несогласие человека с самим собой, со своими близкими и с жизнью в целом. Проще говоря, не пытаться смягчать телесную и душевную боль уколами и таблетками, а помочь осознать истинные причины своей неудовлетворенности жизнью. И конечно, устранить источники этой неудовлетворенности. Или изменить к ним отношение – так, чтобы проблемы перестали быть актуальными, перестали мешать человеку жить и радоваться жизни, а в идеале еще и помогать радоваться окружающим.
- Что необходимо для полноценного освоения профессии? Какие знания, навыки и личные качества нужны психотерапевту?
Освоение профессии начинается с работы над собой. Студенту, начинающему специалисту нужно сначала стать психотерапевтом самому себе, а уж потом – окружающим. Ведь практически научить других людей можно лишь тому, что умеешь сам. Психотерапевт в этом смысле похож на спортивного тренера, который должен не только рассказать, но и показать своему подопечному «как надо», а потом, наблюдая за его действиями, помочь исправить ошибки, да еще и мотивировать на усердные тренировки и настроить на победу в соревнованиях. Разница главным образом в том, что «подопечный» психотерапевт соревнуется... сам с собой, а точнее, сознательно соперничает с собственным подсознанием, преодолевая большие и маленькие слабости. Именно опыт борьбы со своими слабостями и недостатками и есть то главное, что психотерапевт передает своему пациенту. Чтобы быть психотерапевтом нужно прежде всего научиться владеть собой: преодолеть внутренние комплексы, познакомиться с психологическими защитами, приобрести уверенность в себе, выработать навыки управления эмоциями, сформировать правильную самооценку (у многих людей она изначально занижена). Короче говоря, разобраться со своими жизненными проблемами, а уже потом помогать другим людям искать и находить их собственные решения.
- Вы согласны с тем, что профессия психотерапевта – возрастная?
Конечно, люди с богатым жизненным опытом (как правило, психологическое образование и психотерапевтическая подготовка для них – второе высшее) входят в профессию легче. Они «примеряют на себя» проблемы пациентов, сравнивают с собственными переживаниями.
- А могут ли войти в эту профессию молодые люди, только что закончившие вуз, особенно если будущие пациенты по возрасту годятся им в отцы или матери?
Как ни странно, могут, ведь инструменты психотерапии универсальны. Внешних жизненных ситуаций, порождающих проблемы пациентов, бесчисленное множество – но их внутренние источники одинаковы (страх смерти и болезни, одиночество, избегание ответственности, непонимание смысла жизни). Кроме того, важно помочь пациенту «вырасти из детства» – преодолеть свойственный даже взрослому человеку психологический шлейф детского, незрелого поведения и эмоций. Но начинать надо в любом случае с получения фундаментального высшего образования, для психологов – со специализацией в психологическом консультировании или клинической психологии (это возможно и в медицинском вузе). Но чаще будущие врачи-психотерапевты заканчивают интернатуру по психиатрии и получают специализацию в психотерапии. А поскольку отдельных методов психотерапии довольно много, то параллельно специалисты проходят еще и различные программы дополнительного образования. Я и сам этим занимаюсь (с годами – все больше в роли преподавателя). Такие семинары и тренинги могут стать первым шагом в психотерапию и для представителей смежных специальностей.
Анастасия Иванова
Источник:
http://www.ucheba.ru/
|